Словарик изначально делался для того, чтобы объяснить термины, которые встречаются у меня на сайте. Но, по мере его создания, он разросся до размеров, значительно превышающих мои первоначальные запросы.
Словарик составлялся на основе книги "Правила технической эксплуатации метрополитенов Союза ССР" 1985 года издания, которую для меня отсканировал Driver, за что ему огромное спасибо.
|
Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости.
Система устройств, обеспечивающая передачу сигнальных показаний в кабину управления поездом, непрерывный контроль свободности пути и скорости движения поезда, автоматическое снижение скорости при ее превышении
Участок пути между двумя светофорами (проходными, входным, выходным)
Участок пути, расположенный за рельсовой цепью, длиной не менее расчетного тормозного пути при торможении от устройств АЛС-АРС со скорости, допускаемой устройствами АЛС-АРС на данной рельсовой цепи.
Границами блок-участка АЛС-АРС являются изолирующие стыки (начало - конец) соответствующих рельсовых цепей
Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути
Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии.
Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (скоба путевого автостопа, контактный рельс и др.)
Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава и оборудования, не должны заходить никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных металлоконструкций, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж
Путь перегона, а также путь станции, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающего перегона
Пути в здании электродепо и их продолжение до светофоров, ограждающих парковые пути
Второй путевой автостоп, установленный перед маневровым светофором на пути для оборота составов
Расстояние от скобы путевого автостопа данного светофора до конца участка пути, ограждаемого предшествующим светофором
Контактные рельсы, кабели и оборудование, обеспечивающие передачу электрической энергии от тяговых и совмещенных тяговопонизительных подстанций к токоприемникам электроподвижного состава
Часть контактного рельса, имеющая уклон и обеспечивающая плавный вход и выход башмаков токоприемников.
Электровозы, тепловозы, мотовозы
Машинист и помощник машиниста
[Помощники машиниста нужны только в том случае, если нет АЛС-АРС. В Питере на всех линиях стоит АЛС-АРС, поэтому с помощниками машиниста уже не ездят. В Москве есть еще линии, на которых АЛС-АРС не установлено]
Группа вагонов, сцепленных между собой и переставляемых с одного пути на другой
Пути со стрелками, установленными и запертыми в направлении предполагаемого следования поезда или маневрового состава
Стрелка, расположенная на другом пути и устанавливаемая при приготовлении маршрута в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут
Пути, примыкающие к деповским путям
Часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями
Вагоны, локомотивы и специальные подвижные единицы
Расстояние от торца пассажирской платформы до наиболее удаленного светофора, ограждающего участок пути в начале этой платформы
Состав, сформированный из вагонов, локомотив или дрезина с прицепом или без прицепа, имеющий установленные сигналы, присвоенный номер и обслуживаемые локомотивной бригадой (машинистом)
Пост на станции, в котором сосредоточено управление централизованными стрелками и сигналами
Тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов
Станционные пути, использование которых определяется производимыми на них операциями при маневрах или хозяйственным назначением.
Расположены, как правило, на территории, прилегающей к электродепо
Система устройств, регулирующая движение поездов и их ограждение на перегонах и станциях без путевого развития.
При автоблокировке разрешением на занятие поездом участка служит разрешающее показание светофора, а смена сигналов светофора происходит автоматически от воздействия поезда на ограждаемый им участок пути
Постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути
Предохранительные тупиковые пути и соединительные ветви
Постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути
Светофор, установленный на правосторонней кривой малого радиуса с правой стороны пути в створе с основным светофором.
Сигнальные огни резервного светофора включаются при погасании сигнальных огней основного светофора
Условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ
Условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников
К сигнальным знакам относятся: предельные столбики или рейки, знаки границ станций, скорости движения, отключения и включения тяговых двигателей, торможения и др.
Несъемные подвижные единицы: дрезины (автодрезины, мотодрезины), платформы, снегоочистители, зумпфовые и промывочные агрегаты, снегоочистительные машины и др.
Раздельный пункт с путевым или без путевого развития, позволяющий производить операции по приему, отправлению поездов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах - производство маневровой работы
Станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами с автоматическими дверями
Пути в границах станции - главные, приемо-отправочные для оборота и отстоя или для отстоя электроподвижного состава, парковые и прочие пути
Часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма
Стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма
Стрелка, остряки которой переводятся устройствами, управляемыми с поста централизации
Устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой.
Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними.
Подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками (путеизмерительные, дефектоскопные, инструментальные тележки и др.)
Пневматическое торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте
Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, достигаемое путем экстренной разрядки тормозной магистрали и дающее минимальный тормозной путь
Расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки.
Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное)
Элемент продольного профиля пути, имеющий наклон к горизонтальной линии.
Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно - спуском.
Система устройств для управления при помощи электрической энергии стрелками и сигналами станции с одного пункта, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов
Вагоны, из которых формируются электропоезда